Стоит отметить, что напряжение в этом вопросе в настоящее время растет довольно быстрыми темпами. При этом, по мнению депутата Госдумы Ирины Яровой, со стороны торговых сетей зачастую применяются крайне некорректные способы ведения дела. Один из них — непристойное запугивание покупателей дефицитом через публикации в СМИ, другой — дискриминация отечественных товаропроизводителей. Причем, второй, особо изощренный, чаще всего выражается в безнаказанном и неконтролируемом возврате продуктов товаропроизводителю.
«Дефицит наступает в тех странах, где умер товаропроизводитель. У нас ситуация иная. Что касается договора купли-продажи между товаропроизводителем и торговой сетью, то здесь уместна аналогия: не несет же покупатель недоеденный продукт обратно в магазин, если он некачественный. Поэтому в законе о регулировании торговой деятельности мы устанавливаем абсолютный запрет на возврат сетями производителям тех продуктов, что имеют срок годности 30 дней», — сказала Ирина Яровая.
По ее мнению торговые сети должны нести ответственность за свой бизнес наравне с производителями.
Кстати, о дефиците. На эту тему высказался депутат Госдумы Геннадий Онищенко. По его словам в стране и так много проблем с внутренним потреблением.
«Мы недопиваем как минимум 100 литров молока на душу населения и так далее в том, что касается необходимого для нормального развития человека потребления белка», — сказал Онищенко.
Это уже само по себе говорит о необходимости роста объемов молочной продукции, которую продают в торговых сетях.
В отношении последних Онищенко высказался еще более конкретно. По его словам, пока они создавались, никто не видел никаких проблем, а как сформировались, наступило отрезвление, так как сети — это монополисты, со всеми вытекающими отсюда «радостями».
Своеобразными голосами «от сохи» стали выступления представителей отечественных товаропроизводителей. Так в своем эмоциональном спиче виц-президент компании «Мортадель» Эльвира Агурбаш рассказала о ситуации с торговыми сетями. По ее словам сети буквально заставляют производителей играть по их правилам, например, ежемесячно выставляют определенный процент списания товаров. Не согласен? Вон с прилавка! При этом штрафы, от той же ФАС в отношении продавцов минимальны.
«Сегодня торговые сети буквально убивают отечественного производителя. И эту ситуацию никто не контролирует. Хватит торговую полку ставить выше отечественных производителей», — сказала Агурбаш.
Вместе с тем, не стоит все «шишки» валить только на одну голову — продавцов. Следует обратить внимание и на другие вопросы, определяющие взаимоотношения в торговле. По словам Виктора Таранина, руководителя ЗАО «Дашковка» (ранее совхоз «Большевик» Серпуховского района), в эру так называемой цифровой экономики никак не получается избавиться от бумажных документов, в том числе накладных и тому подобное, что согласно Налоговому кодексу и бухучету предприятия обязаны хранить порядка 5 лет.
«Не сохранишь — штраф. То есть, нас, производителей, ободрать можно за все, а вот торговые сети только за несвоевременную оплату, хотя такое сегодня происходит очень редко. И еще, у нас сегодня только и говорят, что об успешных предприятиях. А вот мы — убыточное. И таких в стране 52 процента. В этой связи считаю, что рынок должен быть регулируемым. Предлагаю государству «влезть» в проблему и установить минимальную цену отпускную и максимальную торговую надбавку в сети», — призвал Виктор Таранин.
Действительно, ситуация с одним источником всех бед — торговыми сетями — выглядит откровенно одиозной. Здесь назрел целый клубок проблем со многими участниками. В свою очередь сами сети также начали меняться в лучшую сторону. Об этом рассказал директор X5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») по взаимодействию с органами госвласти Станислав Наумов. По его словам два года назад в компании произошла переоценка ситуации с возвратом по хлебу. Теперь в двух пилотных регионах — Санкт-Петербурге и Владимире — хлеб товаропроизводителям из торговых точек компании не возвращают.
«Да, мы потеряли на этом один миллиард рублей. Но в целом ситуация стала лучше. Ведь таким образом мы можем теперь оценивать ситуацию по другим направлениям и дать возможность пищевым предприятиям модернизироваться», — считает Наумов.
По словам первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Лисовского, в самом деле, прежде у торговых сетей было столько спеси, что можно было лишь удивляться. Сегодня же отношения сетей и товаропроизводителей улучшаются. Но для того, чтобы качественно и в целом решать проблему обеспечения отечественной продукцией наших граждан, следует развивать все формы торговли. А это ярмарки, альтернативные торговые сети и так далее, чтобы обеспечить быстрый доступ покупателей к продуктам.
Подготовил Герман Спирин.